Как сделать Сабвуфер

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Автолюбители, привет! Особенный привет любителям качественного звука в салоне автомобиля! Мне хочется поделиться с вами своим опытом создания качественного звука в автомобили. В чём особенность? В том, что данный опыт не требует больших вложений, а результат не будет уступать гораздо более дорогим аналогам. В этой статье я расскажу вам как достичь высоко-качественного низкочастотного регистра звука. И так, сабвуфер своими руками.



Введение. Сабвуфер я создавал из подручных средств, так как в бюджете был очень ограничен. По сути, это был эксперимент, никаких заоблачных высот на получившемся аппарате я штурмовать не собирался. Делал его так, "чтобы в машине стоял саб". Почитал в интернете, что отличный саб можно сделать из советских низкочастотных голов 75-ГДН, которыми в древние времена комплектовались советские колонки Radiotehnika S-90(на мой взгляд, одни из лучших колонок в мире(да-да)). А они как раз лет 10 пылятся в кладовке отца). Начал творить...

Во время создания финальной версии саба я перепробовал 3 типа корпуса, около 6 голов 75-ГДН. Но в результате наиболее удачным получился тип корпуса "закрытый ящик", а головы я выбрал из одной из ранних ревизий, тогда ещё 30-ГД-2.

Пожалуй, сама основная часть высококачественно акустики - это грамотное акустическое оформление. От него зависит 70% качества звука. На своём опыте я проверил такие виды акустического оформления, как
1)Закрытый ящик;
2)Корпус с фазоинвертором;
3)Корпус с пассивным резонатором.
Остановился же на закрытом ящике, потому что у него наиболее ровная АЧХ(амплитудно-частотная характеристика). Но если вы хотите сделать корпус саба поменьше, то советую вам фазоинверторный тип, однако арифметика при расчётах там несколько другая, а АЧХ не такая ровная, как у ЗЯ. Корпус с пассивным резонатором я в принципе не советую. Он слишком сложен в расчётах, исполнении и настройке. К тому же, вам потребуется более одной динамической головы.

Подробнее о корпусе. Его объём необходимо рассчитывать, как 40-45 литров на динамическую головку. Больше - будет бубнить, меньше - не раскачается(но фазоинвертором это можно поправить). Свой корпус я рассчитал на 90 литров(саб из двух голов). Конечно, теперь у меня только половина багажника.. Но ведь всё равно он нужен только для саба)).

О материале. Советую делать корпус из MDF-плиты 18мм. Фанера на 20мм тоже подойдёт, но на "звенит", а это пагубно сказывается на звуке. Если кажется, что 18-20мм многовато - можете сделать из материала в 15мм, но не меньше. Ни в коем случае не делайте корпус из ДВП или ДСП(!!!). Я собрал корпус на саморезах(можно, конечно, и на гвоздях) и (ВНИМАНИЕ!) проклеил все стыки смесью клея ПВА с опилками. Это очень важно. Иначе будет происходить "утечка объёма", что недопустимо.

О форме корпуса. По сути, не особо важна. Корпус можно сделать в зависимости от формы багажника. Но есть 1 важный момент, который улучшит звук: корпус должен быть как можно менее правильной формы. Зачем? - Чтобы "убить" "стоячие волны".Не буду вдаваться в подробности о том, чем они вредны. Но их надо избегать. У меня боковая стенка корпуса сделана в виде трапеции., то есть задняя стенка расположена под углом в 33 градуса к динамикам. В принципе, это оптимальное сочетание неправильности формы и экономичности, так как такая конструкция позволяет сэкономить место в багажнике(плотно придвинуть его к сидениям). Настоятельно советую обить изнутри стенки корпуса параллоном и перед установкой динамиков положить внутрь вату в льняном мешочке. Это не особо сильно, но благотворно скажется на звуке. У меня так и сделано.

Об установке динамика. Углубления под "уши"(корзину) динамика я вытачивал фрезером на производстве друга-мебельщика.На самом деле, это необязательно, дело эстетичности. В общем, если у вас нет друга-мебельщика, можете выточить углубления стамеской. Дырки под динамики проще всего вырезать лобзиком. Теперь главное: динамики надо посадить на герметик. Отлично подойдёт и жидкая резина. Это нужно для того, чтобы, опять же, не было "утечки объёма". Для плотного крепления динамиков я использовал саморезы.

Вот саб и готов. Корпус можно обить тряпкой, покрасить... На динамики поставить красивые "грили". Но это на звук уже никак не повлияет - дело ваше. У меня просто стоит голый ящик.

Усилительная часть. Очень важно подобрать усилитель достаточно мощности. У меня стоит двухканальный усилитель Kicx, по 200 Ватт на канал в пике на 4 Омах. Фактически, стерео-сабвуфер. Головы 75-ГДН не требуют мощного усилителя. На одну голову достаточно будет и самого дешёвого усилителя на 100 Ватт(раньше у меня стоял усилок Lada именно на 100). И он идеально прокачает её. Также советую включать саб через конденсатор на 1 Фараду. Советую обрезать воспроизводимые сабвуфером частоты только сверху, на частоте 250-300 Герц, снизу не надо(в этом вся суть). Звук просто великолепен!

Многие скептики начнут кидать в меня камни, говоря, что эта голова не предназначена для такой эксплуатации. Так вот, контраргументы на все возможные доводы:
1)Два динамика 75-ГДН у меня в машине по SPL "дуют" на 137 db;
2)Им больше двадцати лет, но они в идеально состоянии. Эксплуатирую на пределе возможностей - претензий нет.
3)Нет, они не размокают в багажник, несмотря на то, что сделаны из бумаги.
4)По качеству баса они превосходят все слышанные мною сабвуферы. Громче - слышал много, качественнее - нет.

Так что, советую вам не тратить деньги, а потратить недельку времени и сделать свой отличный сабвуфер!